Зарегистрироваться

Ваш город?

Москва и область

SPO: что это такое и чем отличается от IPO

 

Содержание:

Понятие SPO и его отличия от IPO

Влияние SPO на капитализацию компании

Материалы по теме

 

В последнее время из СМИ можно услышать о проводимой государством приватизации имущества посредством проведения SPO, в рамках которого государство продаёт на открытых рынках акции принадлежащих ему предприятий. У многих начинающих инвесторов возникает вопрос, что из себя представляет SPO, каким образом реализуется и чем отличается от IPO.

Понятие SPO и его отличия от IPO

Для начала вспомним, что своего рода «рождением» публичной компании называют процесс IPO (Initial Public Offering) – первичное размещение акций компании на биржевых торгах. После данной процедуры компания из организационно-правовой формы ОАО становится уже ПАО, публичной компанией. Целью IPO является привлечение средств широкого круга инвесторов для дальнейшего развития. Инвесторы компании становятся её акционерами. В какой-то момент в будущем кто-либо из крупных акционеров может решить продать свой пакет акций, частично или полностью, на открытом рынке. По сути, этот процесс и будет являться SPO (Secondary Public Offering) – вторичным предложением акций публичной компании на биржевых торгах действующим акционером широкому кругу инвесторов.

Особо отметим один нюанс. Процесс IPO – это первичный рынок, в рамках которого акции покупают крупные фонды, инвестиционные компании и прочие институциональные инвесторы, которые потом продают купленные ранее акции на вторичном рынке в процессе SPO. Т.е. SPO – это вторичное размещение акций, и в результате его проведения деньги инвесторов привлекаются не компанией, а продающим акционером, который может направить их и на дальнейшее развитие этой компании, и на сторонние проекты, т.е. может распоряжаться ими по своему усмотрению.  Таким образом, выгодоприобретателем при IPO является компания, а при SPO – продающий акционер.

Но есть ещё одна форма привлечения компанией-эмитентом дополнительных средств инвесторов – FPO (Follow-on Public Offering), также называемая дополнительной эмиссией, в рамках которой компания выпускает дополнительное количество новых акций и продаёт их на рынке. Денежные средства в этом случае получает компания-эмитент. Т.е. FPO – это первичное размещение нового выпуска акций, а SPO – это вторичная продажа на рынке пакета акций крупным акционером. Путать вторичное и первичное размещение акций не следует.

Влияние SPO на капитализацию компании

В результате SPO компания становится более ликвидной, так как расширяется круг акционеров. Больший процент акций компании начинает обращаться на открытых рынках, то есть, выражаясь экономическим языком, увеличивается free-float компании. Причём чем ликвиднее компания, тем больше шансов у её акций быть включёнными в различные индексы. А включение в индексную корзину обеспечивает компанию дополнительным спросом институциональных инвесторов, что организует дополнительный спрос на акции, тем самым способствуя их росту.

 

Рис.1. Динамика акций ММК после SPO в 2017 г.

Рис.1. Динамика акций ММК после SPO в 2017 г.

 

Однако далеко не всегда SPO является положительным процессом для акций компании. Также возможна ситуация, когда кто-либо из акционеров решает зафиксировать свою прибыль, считая, что в дальнейшем компания будет развиваться с трудом, и продаёт свой пакет, частично или полностью на открытом рынке. И часто, если цена акций, размещаемых в SPO, лежит ниже рыночной стоимости, инвесторами это воспринимается как негативный фактор. Хотя не стоит забывать, что цена может быть выражением того, как быстро продающему акционеру необходимо завершить данную процедуру. Так, если SPO необходимо провести в сжатые сроки, то цену размещения часто делают несколько ниже, если же, наоборот, время позволяет получить лучшую котировку, то SPO проходит по более высокой цене.

Также на цену SPO влияет общая экономическая конъюнктура. Так, если мировая или страновая экономика находится в стадии спада, то провести SPO по высокой цене крайне сложно и, напротив, в периоды рыночного ажиотажа продать акции по более высокой цене гораздо проще. Причём для действующих акционеров размещение по более низким (по сравнению с рыночными) ценам не всегда плохо. Согласно законодательству компания-эмитент перед SPO обязана оповестить об этом событии действующих акционеров, так как у них есть преимущественное право на покупку акций в рамках описываемой процедуры. И их заявки на покупку акций будут исполнены в первую очередь. Однако также может быть установлен временной мораторий на их последующую продажу. Если же текущий акционер купил акции на SPO по своему преимущественному праву по цене ниже рыночной, то перед покупкой он мог продать фьючерсы на эти акции, тем самым захеджировав цену продажи (если фьючерсы на акции компании заключаются на срочном рынке), и в дальнейшем продать свои акции по цене страйк фьючерса. Таким образом, нельзя однозначно сказать, является ли SPO явно положительным или отрицательным процессом для дальнейшей динамики цены акций компании. Данное влияние стоит воспринимать только как совокупность факторов, которые обусловили данный процесс.

Вывод

SPO – это вторичная продажа крупного пакета акций действующим акционером публичной компании. Причём площадки размещения акций в рамках IPO и SPO могут отличаться. Чтобы понять, как повлияет SPO на дальнейшую судьбу компании, следует детально изучать причины и особенности проводимого SPO.

Материалы по теме:

Вебинар «Дивергенция на рынке ценных бумаг»

Видеокурс «Инвестирование в облигации»

 

05.02.2019

Расскажите друзьям
о статье и получите 100 монет!

Зарегистрируйтесь и оставляйте
свои комментарии

Зарегистрироваться

Войти через соцсети

Комментарии

2

Отзывов нет

Избранные материалы