Получите видеокурс «Личное финансовое планирование» бесплатно

Промокод: 11115555

Правила построения финансового мультипликатора

 

Виды финансовых мультипликаторов

Доходные мультипликаторы

Мультипликаторы рентабельности

Мультипликаторы финансовой устойчивости

Мультипликаторы платежеспособности

Материалы по теме

 

Показатели фундаментального анализа помогают оценить справедливую стоимость акции и общее направление развития компании (развитие, стагнация, увядание). Но зачастую, для верного понимания тенденции необходимо сравнивать компании между собой внутри отрасли — например, компания может наращивать прибыль, но медленнее всех в своем сегменте. И производить это сравнение с помощью «голых» чисел — не совсем корректно.

Как сравнить прибыльность, если у одной компании ее средние показатели превышают триллион рублей, а у другой — исчисляются парой сотен миллиардов?  Не стоит забывать и о рентабельности, так как прибыль может быть и номинально большой, но в среднем по отрасли гораздо меньше по отношению к стоимости активов. Для удобства этих сравнений и более верного понимания направления развития компании разработаны специальные коэффициенты — финансовые мультипликаторы.

Мультипликаторы — это различные отношения, позволяющие сравнивать компании друг с другом не только количественно, но и качественно. Мультипликаторы исчисляются на основе показателей отчетности компании и характеризуют ее доходность, рентабельность, финансовую стабильность и платежеспособность.

Виды финансовых мультипликаторов

Экономические мультипликаторы делятся на четыре основных группы:

• доходные мультипликаторы — соотносят получаемый компанией доход к другим показателям, выявляя его долю;
• мультипликаторы рентабельности — характеризуют общую экономическую эффективность и прибыльность компании;
• мультипликаторы финансовой устойчивости — выявляют степень закредитованности компании и способность обслуживать свои долги, являются своеобразным стресс-тестом;
• мультипликаторы платежеспособности — показывают способность компании платить по долгам с помощью как денежных средств, так и реализации активов.

Начинать следует с выявления общей динамики показателей отчетов: выручки, EBITDA, чистой прибыли (в отчете о прибылях/убытках), величины нераспределенной прибыли, краткосрочной и долгосрочной задолженности, величины активов (в бухгалтерском балансе), затрат на капитальные вложения, на выплаты дивидендов (в отчете о движении денежных средств).

Для построения мультипликаторов берутся данные финансовых отчетов компании за несколько лет — лучше годовых, так как квартальные могут быть слишком волатильными — и сравниваются с аналогичными показателями компаний отрасли для выявления динамики, которую, в свою очередь, сравнивают с аналогичными показателями других компаний отрасли.

Доходные мультипликаторы

К мультипликаторам этой группы относят коэффициенты P/E, P/S, EV/EBITDA, EPS, P/CFL, P/B. Самый известный в этой группе — мультипликатор P/E (Price per Ernings), означающий отношение стоимости компании (капитализации Р) к ее чистой прибыли (Ernings Е). Он показывает, за какое количество лет компания, зарабатывая аналогичную прибыль, сможет окупить свою текущую рыночную стоимость акционерного капитала. В качестве примера рассчитаем Р/Е Газпрома. На сайте Московской биржи в меню «Листинг» — «Количественные показатели» можно найти количество выпущенных акций Газпрома — 23 673 512 900 штук. То есть при текущей цене в 139,1 руб. за акцию капитализация равна 3 292 985 644 390 руб. Далее посмотрим чистую прибыль за 2015 год из отчета компании по МСФО — 805 199 млн руб. Разделим капитализацию (3 292 985 644 390 руб.) на показатель чистой прибыли  (805 199 млн руб.) — и получим Р/Е, равный 4,09. То есть, Газпром может окупиться ориентировочно за четыре года при текущих показателях чистой прибыли.

Рис. 1. Отчет о прибылях убытках Газпрома за 2015 год

Мультипликаторы рентабельности

К данной группе финансовых мультипликаторов относят ROE, ROS, ROA, рентабельность по EBITDA. Основной среди них — ROE (Return On Equity) — показывает рентабельность собственного капитала и является отношением чистой прибыли к собственному капиталу компании. Мультипликатор показывает, как компания способна генерировать прибыль за счет собственных средств. Для вычисления собственного капитала следует обратиться к бухгалтерскому балансу из отчета по МСФО за 2015 год компании Газпром. Из величины активов 17 052 040 млн руб. нужно вычесть общую задолженность 6 137 418 млн руб.  —  и получится 10 914 622 млн руб. Далее следует разделить чистую прибыль, 805 199 млн руб., на размер собственного капитала 10 914 622 млн руб. и частное от этого деления 0,44. Данный показатель дает представление о рисках компании, поскольку заемные средства нужно возвращать, а собственные средства тоже должны продуцировать прибыль.

Рис. 2. Бухгалтерский баланс Газпрома за 2015 год

Мультипликаторы финансовой устойчивости

Сюда относят коэффициент левериджа (debt to equity ratio) и Коэффициент собственности (debt ratio). В первую очередь в этой группе мультипликаторов вычисляют коэффициент левериджа, который равен частному от деления показателя общей задолженности компании на размер ее активов. Мультипликатор показывает, на какую часть компания сформирована из заемных средств.  

Для расчета показателя возьмем бухгалтерский баланс Газпрома за 2015 год и разделим общую задолженность (6 137 418 млн руб.) на величину активов (17 052 040 млн руб.). Получится 0,35. Наиболее стабильные компании — с показателем мультипликатора менее 0,5, то есть сформированные за счет заемных средств менее чем наполовину.

Мультипликаторы платежеспособности

Самый известный показатель этой группы — мультипликатор покрытия (Asset coverage ratio), который показывает отношение оборотных активов со сроком реализации 12 месяцев к краткосрочной задолженности, которая должна быть выплачена в течение ближайших 12 месяцев. Коэффициент показывает способность компании расплатиться по ближайшим платежам за счет максимально ликвидных активов.

Для вычисления мультипликатора обратимся к бухгалтерскому балансу Газпрома за 2015 год. Разделим величину оборотных активов (3 993 722 млн руб.) на величину краткосрочной задолженности (2  124 701 млн руб.) — и получим 1,87. То есть Газпром при реализации своих оборотных активов способен уплатить 1,87 размера своих краткосрочных обязательств.

Хорошие показатели в этом случае — от 1,5 до 2,5. Если показатель ниже 1, это говорит о неспособности компании оплатить свою краткосрочную задолженность максимально ликвидными активами.

Вывод

Вычисление финансовых мультипликаторов помогает сравнивать компании друг с другом, предоставляя унифицированную информацию, пригодную для сравнения. Как правило, сравниваются компании внутри отрасли, но порой допустимо и межотраслевое сравнение.

 

Материалы по теме:

Бесплатный вебинар «Фундаментальный анализ рынка» 

 

 

28.02.2017

Расскажите друзьям о статье и получите 100 монет!

Комментарии

User first photo
Star Star Star outline Star outline

Батраченко Г.

20 Июня 2017

Интересная и познавательная статья

Избранные материалы

Будьте в курсе событий

Получайте самую свежую и актуальную информацию
с нашего портала