Получите видеокурс «Личное финансовое планирование» бесплатно

Промокод: 11115555

Как производится расчет рентабельности предприятия

 

Виды рентабельности

Мультипликаторы рентабельности

Материалы по теме

 

Цель каждого инвестора – вложить деньги максимально эффективно, то есть получить на минимум инвестиций максимум доходности. Рентабельность предприятия можно сравнить с его экономической эффективностью, так как она показывает, какое количество добавочной стоимости компания способна генерировать за период времени (как правило, за год), что, в свою очередь, отражает общую рациональность использования предприятием своих ресурсов для получения прибыли.

Виды рентабельности

В экономике существуют абсолютные показатели (выручка, чистая прибыль и так далее – их можно найти в отчетности компаний) и относительные показатели, которые вычисляются сравнением абсолютных. Рентабельность является как раз относительным показателем. Она сравнивает в общем виде различные абсолютные показатели с чистой прибылью компании в процентной форме, как бы показывая, какой долей от абсолютного показателя является чистая прибыль, тем самым характеризуя в том числе его окупаемость.

Наиболее часто выделяют следующие виды рентабельности:

• Рентабельность активов – характеризует, насколько эффективно активы компании способны генерировать прибыль, показывает долю чистой прибыли в активах компании;
• Рентабельность собственного капитала – характеризует, насколько эффективно собственный капитал (не обремененный обязательствами) способен генерировать чистую прибыль, показывает долю чистой прибыли в собственном капитале;
• Рентабельность продаж – характеризует эффективность продаж, показывает долю чистой прибыли в выручке компании.

Мультипликаторы рентабельности

Для сравнения одних компаний с другими и вычисления значений различных видов рентабельности существует группа специальных мультипликаторов. Основные их них:

• ROA (Return On Assets – рентабельность активов);
• ROE (Return On Equity – рентабельность собственного капитала);
• ROS (Return On Sales – рентабельность продаж).

В качестве примера расчета рентабельности вычислим указанные мультипликаторы для компании «Роснефть». Для выполнения задачи возьмем отчетность компании по МСФО за 2016 г. (для расчетов мультипликаторов, как правило, берется годовая отчетность). Из данной отчетности для получения исходных данных нам понадобятся балансовый отчет и отчет о прибылях/убытках.

Рис 1.  Балансовый отчет компании «Роснефть»

Рис. 2.  Отчет о прибылях и убытках компании «Роснефть»

Для расчета ROA нам потребуется общая стоимость активов, которую мы можем взять  из балансового отчета, строки «Итого активы» – 11 030 млрд руб. Из отчета о прибылях и убытках следует взять значение чистой прибыли в соответствующей строке – 201 млрд руб. Формула расчета рентабельности активов – это отношение чистой прибыли 201 млрд рублей к активам компании 11 030 млрд руб, умноженное на 100, то есть равное 1,8%. Традиционно ROA является наименьшим значением из описываемых мультипликаторов.

Для расчета ROE нам потребуется собственный капитал компании, который обозначен в строке баланса – 3 726 млрд руб. Но его также можно вычислить как разность активов 11 030 млрд руб. и суммы краткосрочных обязательств (которые должны быть выплачены в ближайшие 12 месяцев) 2 773 млрд руб. и долгосрочных обязательств (которые должны быть выплачены в срок свыше 12 месяцев) 4 531 млрд руб., то есть суммарно 7 304 млрд руб. Получается, что значение собственного капитала равно 3 726 млрд руб. Следующий шаг – разделить чистую прибыль 201 млрд руб. на собственный капитал 3726 млрд руб. и умножить на 100, то есть получить ROE, равное 5,39%. Это несколько больше, чем ROA,поскольку, как правило, компания помимо собственного капитала привлекает еще и заёмный.

Для расчета рентабельности продаж следует взять значение чистой прибыли из отчета о прибылях и убытках 201 млрд руб. и значение выручки из аналогичного отчета 4 887 млрд руб. Далее следует разделить значение чистой прибыли 201 млрд руб. на значение выручки 4 887 млрд руб. и умножить на 100 для приведения к процентной форме. Получается, что ROS равно 4,11%.

Вывод

В связи с волатильностью чистой выручки расчет рентабельности бизнеса целесообразно производить за несколько периодов, при этом сравнивая ее с аналогичными показателями других компаний отрасли. Рентабельность показывает общую целесообразность вложений для инвесторов – если она ниже доходности безрисковых инструментов, то инвесторы могут предпочесть их.

Рентабельность не отражает рыночную стоимость акций. Если компания показывает хорошую рентабельность, зачастую ее акции сильно переоценены рынком. Поэтому покупать бумаги таких компаний лучше на коррекциях.  А показания мультипликаторов рентабельности сравнивать с данными доходных мультипликаторов – P/E, P/B, P/S.

 

Материалы по теме:

Бесплатный вебинар «Оценка стоимости компаний, или за что вы платите, покупая акции» 

Подробный видеокурс «Фундаментальный анализ для начинающих» 

 

20.06.2017

Расскажите друзьям о статье и получите 100 монет!

Комментарии

User first photo
Star Star Star outline Star outline

Батраченко Г.

28 Июля 2017

Хорошо всё написано, разжевали

Избранные материалы

Будьте в курсе событий

Получайте самую свежую и актуальную информацию
с нашего портала