Зарегистрироваться

Ваш город?

Москва и область

Биржевой пузырь

Этапы жизни биржевого пузыря

Примеры пузырей

Доткомы

Материалы по теме

 

Те, кто хотя бы краем уха слышал о биржевой торговле, знают, что время от времени на фондовом рынке происходит так называемое «надувание пузырей», а затем их быстрое «лопание». Что это означает? В экономике существует такое понятие, как «мыльный пузырь» – эффект ажиотажного спроса на какой-либо актив, в результате которого его цена быстро растёт, причем совершенно необоснованно. Так происходит «надувание пузыря», а чуть позже наступает момент «лопания» – когда цена начинает крайне быстро и панически снижаться. Это случается после того, как участники осознают, что предшествующая завышенная цена была явно неадекватной.

Пузыри на бирже встречаются нечасто, поэтому их нельзя отнести к полностью изученным и описанным явлениям. Но стоит отметить, что сами по себе пузыри носят негативный характер: после того, как пузырь лопается, целые отрасли, а то и страны могут погрузиться в рецессию. Пузыри бывают различного масштаба – от отдельно взятых активов до отраслей и экономик целых стран. Естественно, что больше всего на слуху наиболее крупные пузыри, примерами которых может послужить тюльпаномания в Голландии, кризис доткомов в 2000 году в США и так далее.

Этапы жизни биржевого пузыря

Как и любой процесс, образование пузыря имеет временную длительность и сопряжено с определенными фазами. В первой его фазе в актив, на котором раздуется пузырь, приходит положительная новость, которая даёт старт покупкам. Эти покупки со временем начинают становиться все более и более агрессивными, и это – вторая фаза. СМИ, наблюдая такой ажиотаж, начинает трубить про происходящее, констатируя факт того, что цена крайне сильно поднялась (третья фаза). Далее цена ещё какое-то время растёт (причем это время может быть весьма продолжительным), в актив инвестируют даже люди, далекие от биржевых торгов, наблюдая практически «вертикальный ценовой взлёт» и желая на нём заработать (четвёртая фаза). Данный рост сопровождается открытием маржинальных длинных позиций (покупки данного актива на заёмные средства с целью спекулятивного извлечения прибыли – пятая фаза). Затем происходит какое-либо событие, которое носит «отрезвляющий» эффект и провоцирует участников начать фиксацию прибыли, то есть продавать актив (шестая, финальная фаза). Эти продажи носят массовый эффект, в результате чего цена начинает стремительно падать. Падение приводит к маржин-коллам и принудительному закрытию маржинальных позиций, причем продолжение такого снижения приводит к еще более паническим продажам. И именно этот момент, когда от столь стремительного роста не остаётся практически ничего, сравнивают с тем, как пузырь надувается (в нашем случае – деньгами покупающих), а после чего резко лопается, превращая деньги участников торгов в ничто.

Образование биржевых пузырей можно связать с гипотезой «бОльшего дурака». Суть её  в том, что сперва на положительной новости трейдеры начинают покупать актив, что вполне логично. Но этот положительный эффект становится крайне раздутым, на рынок приходят далекие от биржевых торгов люди, желающие купить этот актив без всякого анализа и заработать на нём – так называемые дураки. Если цена идёт вверх, то этим людям будут требоваться бОльшие дураки, чтобы зафиксировать прибыль и отдать нелогично дорогой актив по еще более завышенной цене. Причем подобный процесс может продолжаться достаточно долго, вплоть до того, как бОльшие дураки закончатся, а финальные держатели почувствуют себя одураченными, понимая, что цена явно не соответствует действительности, а спрос на актив завершён. И в такой ситуации начинаются продажи по любым ценам спроса (который невелик по сравнению с предложением).

Считается, что действительно большие пузыри не надуваются сами по себе – этот процесс активно сопровождается СМИ: аналитики говорят о «золотом» будущем актива, и все, как один, (за редким исключением) говорят о том, как феерично актив дорожает.

Примеры пузырей

Тюльпаномания в Голландии

Один из ярчайших представителей мыльных пузырей – тюльпаномания, которая случилась в Голландии в 1630-х годах. Дело в том, что местная аристократия крайне полюбила данный цветок, завезённый с Ближнего Востока, и старалась украсить им свои имения, в результате чего тюльпаны стали предметом роскоши. Стоимость отдельных их видов могла достигать 800 граммов золота. Однако настоящий бум на тюльпаны случился в период с 1635 по 1637 годы, когда были запущены торги фьючерсными контрактами на тюльпаны, в результате чего цена цветов подскочила в 20 раз. На пике стоимости за луковицу тюльпана можно было купить целый особняк или несколько килограммов  золота, что явно является завышенной ценой за обыкновенный цветок. Данные события потом ещё долго высмеивались различными художниками, а саму манию на тюльпаны окрестили безумством толпы.

Доткомы

В конце девяностых в США (да и во всем мире) интернет начал активно входить в каждый дом и в различные бизнес-процессы. Причем в это время активно открывались и развивались интернет-компании, которые впоследствии получили название доткомы (как домены первого уровня .com). Как только акции этих компаний попадали на биржевые торги, то начинали стремительно расти, так как бизнес-сообщество приходило к мнению о том, что будущее будет за интернетом, наблюдая за развитием интернет-магазинов и прочего, но забывая о том, что бизнес – это процесс деятельности, а интернет – лишь средство. Многие компании (даже показывающие убытки в отчетности) всё равно увеличивались в цене  на фоне общего ажиотажа, причем данный интерес подогревали и сами доткомы, вкладываясь в PR и рекламу гораздо больше, чем в непосредственную деятельность. Апогеем данного пузыря стало 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ обрушился за один день с 5132 до 5048 пунктов.

Рис. 1 Пузырь доткомов

Вывод

Время от времени биржевые пузыри появляются на биржевых торгах. Самое важное – это вовремя распознать признаки пузыря на бирже и понимать, что цена явно не соответствует действительности. А для этого необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность.

Материалы по теме:

Статья «Криптовалюта: что это – инвестиционный пузырь или новые возможности для инвестора?»

Бесплатный вебинар «Что такое криптовалюта и как это использовать инвестору?»

 

23.08.2017

Расскажите друзьям
о статье и получите 100 монет!

Комментарии

3nxvmphtcmc
Star Star Star outline Star outline

Евсеенко Д.

13 Сентября 2017

Вот лично по моему мнению сейчас, судя по статье, четвертая стадия надувания пузыря на рынке биткоинта, когда криптовалюту хотят купить даже школьники и домохозяйки. Как-то один чел. из вк интересовался, как купить криптовалюту? Я у него поинтересовался, а тебе зачем? Он мне ответил, хочу купить биткоин сейчас и продать его за 1 млн. $. Я обалдел от такого ответа))) Все ищут халявы, быстрых и легких денег. Все правильно написано в статье на счет гипотезы "бОльшего дурака" За статью спасибо!

User first photo
Star Star Star outline Star outline

Видяев Г.

11 Сентября 2017

вот этот момент часто на рынке, но многие его просто не видят и про него не знают, спасибо, полезно

Избранные материалы

Будьте в курсе событий

Получайте самую свежую и актуальную информацию
с нашего портала